Лекция 1.
Что такое лингвистика и вообще.

Вот мы собираемся заниматься лингвистикой. А что это вообще за зверь такой? В любом толковом словаре (если это, конечно, нормальный словарь-кирпич, а не черти что три на три сантиметра) можно найти определение слова лингвистика. Да и зачем искать, вы наверняка его знаете. Ну, кто-нибудь может мне сказать?
*ученица подняла руку.
- Лингвистика – это наука о языке.
Лой кивнула.
- Верно. Именно так обычно и определяют значение этого слова.*

Но объяснение это довольно скупое, и сразу возникают довольно логичные вопросы. Например, а о каком языке эта наука?.. Как вы думаете?..
*ещё один первокурсник вызвался ответить.
- Ну… о русском. Лингвистика же изучает фонетику, морфологию. Точнее, это её разделы.
- А вот здесь я не соглашусь с вами.*

На самом деле очень трудно сказать, какой же язык изучает лингвистика. Наверное, самым верным ответом на этот вопрос будет «все языки». И задачи, в которых рассматриваются различные свойства какого-либо языка, называются лингвистическими. Но те, кто думает, что задачи по лингвистике – всегда переводы на какой-нибудь страшный язык с невыговариваемыми звуками, глубоко заблуждаются. Полно лингвистических задач на хорошо знакомых вам языках, как английский, немецкий, французский и даже русский. Приведу простой пример. Я думаю, что некоторые из вас уже сталкивались с этой задачкой.
*Лой взяла мел и начала писать на доске:
Задача.

Ниже зашифрована фраза на русском языке:
Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гёсрыг, фёд гяг, зэлэмъгый гёсрыг.
Расшифруйте эту фразу.
Ивер повернулась и обратилась к классу.
- Ну что, есть идеи?
Ученики остолбенело смотрели на доску, видимо, пытаясь понять, совсем сошла с ума их учительница или нет ещё.*

Не бойтесь страшных сочетаний букв, задача вовсе не такая сложная, как кажется с первого взгляда. Здесь использовано всем известное чередование букв: все парные звуки заменены друг на друга, звонкие сонорные и гласные тоже разделены на пары и т.д. И если поменять всё назад, то мы получим нужную фразу. Поняли?
*Ученики дружно закивали головами, решив, что их препод всё-таки соображает, что говорит.*
Ладно. Тогда давайте уже ближе к делу. То, что мы с вами будем решать, называется самодостаточными лингвистическими задачами. Что этот жуткий термин значит? Ну, что такое лингвистическая задача, я в какой-то мере уже объяснила. А то, что задача самодостаточная, говорит нам, продвинутым лингвистам, что всё нужное для её решения можно вытащить из самой задачи.
Например, раз уж мы заговорили о чередовании, кто-нибудь из вас знаком хотя бы с основами нивхского языка? Не думаю, на нём говорит около 1000 человек на острове Сахалин и в низовьях Амура =)). А у меня на этом языке была зачетная задача. Я, ясен пень, не знаю, как там чего чередуется, но задачу решила. Потому что задача была самодостаточная, её можно решить, не зная языка.
Кстати, у вас преимущественно такие задачи и будут, потому что я не очень люблю задачи с языками, похожими на русский. Порешаем немного, конечно, чтобы уметь, и успокоимся.
Пока вас задачами загружать не буду, но на следующем уроке начнем, будет интереснее.
*Лой подмигнула собравшимся уходить ученикам:
- А про домашку забыли?*


Д/з:
1. Напишите кратко, какие разделы лингвистики вы знаете и что они изучают.
2. Как же переводится жуткая фраза?
3. Что такое самодостаточная задача, как вы поняли?








      Links.




      Календарь.

    22 января (воскресенье) - Зимний тур 15-го турнира Архимеда по математике
    (5–7 класс)




      Информация.
    Работы присылать на klubnichka666@mail.ru.
    Также меня можно найти в аське - 338-125-678. Пишите!
Хостинг от uCoz