|
Лекция 2. Решение задач на перепутанные соответствия *Ученики вошли в уже знакомый им кабинет. На этот раз они чувствовали себя гораздо увереннее и сразу направились к своим партам. Когда они доставали из сумок все свои тетрадки и ручки, из неприметной дверки в углу кабинета вышла Лой с кошкой на руках. - О, Вы уже здесь. Какая пунктуальность! – улыбнулась она. – Что ж, надеюсь это потому, что вам нравится мой предмет! Это моя кошка, знакомьтесь, её зовут Юффи. Я её сегодня привезла, хотела сначала тут обжиться немного. Девушка опустила кошку на пол, и та важно пошла в комнату. Там, - Ивер махнула рукой, - мой рабочий кабинет, можете заходить в любе время, предварительно постучавшись. Но желательно всё-таки не в три часа ночи. Договорились? -Да, – первокурсники дружно закивали. - Тогда, начнём наше занятие.* На прошлом уроке мы с вами поговорили о том, что такое лингвистика. Но не обсудили вопрос – действительно ли это самостоятельная наука? Как, например, химия или физика? С одной стороны, конечно же, да. Потому что именно лингвистика изучает язык, живой язык, его функции, строение. Но с другой – лингвистика это просто смесь всех-всех языков, математики и логики. Поэтому некоторые лингвистические задачи можно рассматривать на математических, только они попроще. На мой взгляд, самыми понятными задачами являются задачи на перепутанные соответствия, кучи малы, как я их называю. Сначала разберем логическую задачку. Встретились три друга: Белов, Серов и Чернов. На них были белая, серая и чёрная рубашки. Одетый в белую рубашку сказал Чернову: «Интересно, что цвет рубашки на каждом из нас не соответствует фамилии». Какой цвет рубашки у каждого? Эта задача, как и другие аналогичные, имеет два решения. Я покажу вам одно, которое сама больше люблю. Таблица.
Напишем в первом столбце таблицы фамилии друзей, а в первой строке – цвета рубашек. (То есть выделим признаки, по которым будем различать предметы – это в общем виде). По условию, на Белове – не белая рубашка, на Серове – не серая, на Чернове – не черная. Поставим минусы в эти клетки таблицы. Некто в белой рубашке говорит Чернову о фамилиях. Отсюда понимаем, что белая рубашка не на Чернове – ставим минус в соответствующую клетку. Расставляя минусы до конца, получаем ответ: Серов в белой рубашке, Чернов – в серой, а Белов – в черной. *Лой посмотрела на часы. -О-ох, как время-то летит.. ладно, тогда лингвистикой будем на следующем уроке разбираться. Запишите домашку: Д/з: 1. Как вы считаете, лингвистика является самостоятельной наукой или нет? (Я хочу услышать доказательный ответ и лично ваше мнение) (10б.) 2. Решите задачу: На улице, встав в кружок, беседуют четыре девочки: Аня, Валя, Галя и Надя. Девочка в голубом платье (не Аня и не Валя) стоит между девочкой в зеленом платье и Надей. Девочка в белом платье стоит между девочкой в розовом и Валей. Какое платье носит каждая из девочек?.. (10 б.) Дополнительное задание: 1. Найдите второе решение данной на уроке задачи через графический рисунок. (10 б.) 2. Решите задачу: Имеются 6 человек: москвич, парижанин, киевлянин, туляк, одессит и римлянин. Имена их: А,Б,В,Г,Д и Е. Известно, что А и москвич – врачи, Д и парижанин – учителя, В и туляк – инженеры. Б и Е женаты, а туляк – холост. Римлянин старше А, одессит старше В. Б и москвич курят, а В и римлянин – нет. Определите, кто есть кто. Есть ли в задаче лишние условия? (15 б.) |
22 января (воскресенье) - Зимний тур 15-го турнира Архимеда по математике (5–7 класс)
Также меня можно найти в аське - 338-125-678. Пишите! |