|
Лекция 3.
Задачи на перепутанные соответствия, но лингвистические.
-Привет! – улыбнулась Лой, увидев студентов. – Как дела?..
- Да неплохо вроде, – ответил кто-то из группы.
- Замечательно, у меня тоже ничего. Проходите.
Сегодня в кабинете было ещё светлее, чем обычно. Жалюзи открыты, люк в потолке тоже (кабинет находился на самом верху башни), а солнце в осенний день, выдавшийся, кстати, довольно жарким, ярко-ярко сияло.
- Что ж, на прошлом уроке мы с вами разбирали задачки, восстанавливая соответствия между предметами. Сегодня мы займемся примерно тем же, разберём задачку на санскрите и таким образом продолжим наше изучение лингвистики.
- На чём, прости, мы разберём задачу?.. – спросил один из учеников.
- На санскрите, – отозвалась Лой. – Кто может рассказать мне что это такое?..
- Это язык такой. Древний, вроде… - неуверенно сказала девушка за первой партой.
- В общем-то, верно. Санскрит – литературный язык Древней Индии, один из древнейших известных нам индоевропейских языков. Принадлежит к индийской группе индоевропейских языков. Санскрит употребляется в Индии в ряде областей культурной жизни до настоящего времени. Я же говорила о задачах на разных языках – вот вам пожалуйста.
Ивер открыла доску.
Задача.
Даны санскритские глагольные формы и их переводы на русский язык в перепутанном порядке:
nayasi, icchati, anayam, nayāmi, icchasi, icchāmi, anayat - я хочу, ты ведешь, он хочет, я веду, я вел, ты хочешь, он вел.
Задание. Установите правильные переводы.
Даю вам пятнадцать минут подумать, потом вместе разберём эту задачу.
Пока Лой что-то записывала в блокноте, студенты напряжённо вглядывались в доску и делали заметки в тетрадях. Через некоторое время Лой посмотрела на часы и поднялась:
- Есть идеи?.. Как решать?..
- Нарисовать таблицу? – спросил кто-то.
- Да, конечно, – учитель взяла в руки мел и расчертила оставшуюся часть доски. – Мы должны выделить признаки, по которым будем слова различать. Давайте с русскими переводами разберёмся. Требуется в данном случае два морфологических признака глаголов, которые мы запишем в таблицу, соответственно для «хотеть» и «вести». Что видим?
- Возможно время?
- Так, хорошо. Встречаются формы настоящего и прошедшего времени. – Лой начала заполнять таблицу. – что ещё?..
Класс молчал.
- Ладно, скажу я. Ещё мы можем расквалифицировать их по лицам. Все, я надеюсь, знают, что такое лица?.. Ну так вот. У нас получилась табличка, в которую мы запишем переводы:
| «вести» | | «хотеть» |
| Наст.вр. | Пр. вр. | Наст. Вр. | Пр.вр. |
1 лицо | Я веду | Я вел | Я хочу | - |
2 лицо | Ты ведёшь | - | Ты хочешь | - |
3 лицо | - | Он вел | Он хочет | - |
Прекрасно. Строим похожую таблицу для санскрита, только признаки указываем другие. Поскольку мы не в курсе, какие времена и лица есть в санскрите, выделяем то что видим, а именно – части слова. В данном случае санскритские формы очень отчётливо делятся по признакам:
1)основа naya (nayā) – основа iccha (icchā)
2)за основой следует m, s или t
3)к основе ___m,s или t либо сзади прибавлено i, либо спереди a (варианты nayā, icchā выступают только перед mi, в прочих случаях naya, iccha).
Заполняем таблицу:
| naya (nayā) | | iccha (icchā) |
| -i | a- | -i | a- |
M | nayāmi | anayam | icchāmi | - |
S | nayasi | - | icchasi | - |
t | - | anayat | icchati | - |
И при наложении составленных таблиц получаем ответ. Так что всё довольно просто, а самое главное – логично!
На сегодня всё, осталось
Домашнее задание
1. Напишите ответ к разобранной на уроке задаче.
2. Решите задачу:
Задача.
Дано девять слов на языке суахили и их переводы на русский язык, записанные в другом порядке:
Pukuta, kutazama, pukutisha, panda, tazamisha, kupukuta, kuamka, kupanda, tunisha - осыпаться, взбираться, подъём, стряхивать, падение, бесить, взгляд, пробуждение, привлекать (внимание).
Задание. Установите правильные переводы.
3. Узнайте что это за язык – суахили и кратко расскажите о нём.
|
22 января (воскресенье) - Зимний тур 15-го турнира Архимеда по математике (5–7 класс)
|